Информация по своевременному выявлению и предупреждению насилия над детьми
Слово «насилие» лингвисты определяют как:
- применение физической силы к кому-нибудь;
- принудительное воздействие на кого-нибудь;
- притеснение, злоупотребление своей властью.
В общем смысле под насилием в отношении детей понимается любое действие или бездействие взрослого человека по отношению к ребенку, тормозящее или нарушающее развитие последнего.
Существует несколько параметров, по которым классифицируется насилие. Так, насилие может быть явным и скрытым (косвенным) в зависимости от стратегии поведения обидчика.
По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом.
По длительности насилие может быть единичным или множественным, длящимся долгие годы.
По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов и детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы. Выделяют четыре основных вида насилия:
üфизическое;
üэмоциональное;
üпренебрежение нуждами ребенка;
üсексуальное насилие.
Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия. Можно сказать, что всякая жертва переживает «много насилий сразу». Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежным являются сопутствующие ему разрушение семейных отношений и доверия к семье, манипуляторское отношение, а зачастую и запугивание со стороны родителя-насильника, классифицируемые как психологическое насилие. Дети и взрослые – жертвы изнасилования, например, часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы).
Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному.
- Физическое насилие – преднамеренное манипулирование телом человека как объектом, против его воли, приводящее к нанесению физических повреждений различной степени тяжести. К физическому насилию относятся не только побои, но и ограничения в еде и сне, вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и т.п.
Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку.
Признаки физического насилия
Наличие телесных повреждений:
- раны и синяки. Разные по времени возникновения. В разных частях тела (например, на спине и груди одновременно). Непонятного происхождения. Имеют особую форму (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута);
- царапины и рубцы. Царапины на спине, царапины необычной формы, свидетельствующие о применении инструментов, укусы, ссадины, нанесенные каким-либо инструментом или рукой;
- ожоги. Сигаретные ожоги, след от веревки и т.д.;
- ссадины. На губе, глазу или другой части лица, любая ссадина на внешних половых органах;
- травмы. Переломы ребер, переломы челюсти, черепные травмы, перелом или травма позвоночника, повторная травма одного и того же места, травмы, причиненные вследствие сильного выкручивания или вытягивания. В результате ударов по животу;
- травмы головы. Синяки, кровоподтеки на коже головы, гематомы на черепе, полученные в результате сильного удара, переломы носа и челюсти, выбитые зубы.
Наличие данных признаков у ребенка не дают точной информации о совершения над ним насилия, но предупреждают педагогов о бдительности и ответственном отношении в данном вопросе.
- Психологическое насилие – игнорирование ребенка и его нужд, подчеркнутая холодность в отношении ребенка. Психологическое насилие – преднамеренное манипулирование человеком как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.) разрушающее эти отношения. Это любое действие, которое помещает эмоциональное напряжение ребенка в положение, опасное для возрастного развития (страх, волнение, отчаяние), в том числе:
- обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
- принижение его успехов, унижение его достоинства;
- отвержение ребенка;
- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
- принуждение к одиночеству;
- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или других людям;
- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Признаки психологического насилия:
Поведенческие:
- дурные привычки (сосание, качание);
- антисоциальное и деструктивное поведение;
- заторможенное развитие;
- апатия, усталость;
- проявления вандализма и агрессии по отношению к другим.
Физические:
- речевые дефекты;
- позднее физическое развитие;
- обострение дефектов здоровье.
- Сексуальное насилие – преднамеренное манипулирование телом человека, против его воли, как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению в сексуальные действия с целью получения сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды. К сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение, но и вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п. Сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения; любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, а именно:
- ласки и трогание интимных частей тела, эротизированная забота;
- демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
- изнасилование, орально-генитальный и анально-генитальный контакт;
- сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии и фильмы с детьми, проституция).
Признаки сексуального насилия:
Физические симптомы:
- ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- болезни передающиеся половым путем;
- беременность;
- повреждения мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
- жалобы на боль и зуд в области гениталий;
- запачканное или окровавленное белье, одежда.
Поведенческие симптомы:
- не соответствующие возрасту знания ребенка о сесксе;
- имитация сексуальных действий с другими детьми;
- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей).
Изменения эмоционального состояния:
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- частая задумчивость, отстраненность;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;
- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
- отчуждение от братьев и сестер;
- жестокое отношение к игрушкам (у младших детей);
- рассказы в третьем лице «Я знаю одну девочку…»;
- терроризирование младших детей и сверстников.
Какие дети чаще всего становятся жертвами насилия?
Наиболее часто жертвами различного рода насилия, как со стороны взрослых, так и сверстников становятся:
±дети, воспитывающиеся в условиях жестоких отношений в семье, которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять насилие к слабым;
±дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла и часто имеющие отставание психофизического развития, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;
±дети, предоставленные улице;
±дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;
±маленькие дети в силу их беспомощности.
Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми
Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов. Заметим, что большинство несовершеннолетних граждан нашей страны - около 65% - учатся в школах, где проводят ежедневно от 5 до 8 часов, исключая выходные дни. Если прибавить сюда воспитанников детских садов, то получается, что именно педагоги могут длительный период наблюдать за поведением ребенка, его взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими ребятами, получая информацию о включенности подопечных в акты насилия. При сборе информации следует обращать внимание на ряд признаков: внешний вид детей, особенности поведения самих ребят и их родителей.
Специалисты утверждают, что часто сталкивающиеся с жестокостью дети позже начинают ходить, говорить, реже смеются, отстают от сверстников в весе и росте, значительно хуже успевают в школе.
Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить даже по внешнему виду. У него, как правило, припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др.), неопрятная одежда и другие признаки запущенности, общей неухоженности. На теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить. Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
Что касается поведения пострадавших детей, то они обычно подвержены неожиданной смене настроения, в младшем возрасте – приступам боязливости, например, прячутся за дверь при появлении взрослого. Такой ребенок разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. Он способен также демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Педагога должно насторожить, если в отношениях со взрослыми ребенок постоянно ищет одобрения или внимания, даже отрицательного, безоглядно привязывается к любому человеку, искренне проявившему к нему интерес, и пытается помешать своему кумиру вступать в тесные отношения с остальным окружением. Причем, подверженный насилию ребенок может, с одной стороны, льнуть к олицетворяющему власть человеку, а с другой – всячески отклонять предложение сходить в гости.
Наконец, для находящихся в условиях подавления детей характерны такие проявления, как
а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении
ласкать самого себя;
б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший,
что он умеет делать, или же наоборот
в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида, нередки также попытки побега из дома, бродяжничество.
Относительно поведения склонных к жестокости родителей или иных законных представителей можно утверждать, что на возможность семейного насилия указывают следующие признаки:
- противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка,
- обвинение в случившемся самого пострадавшего;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее
- обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;
- эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
- алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств
- или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.
! Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник.
! Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые педагогом социальным действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.
Основным документом, в котором очерчена система мероприятий по обнаружению находящихся в социально опасном положении детей является "Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите" (утверждена Постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47). В этом нормативном акте последовательность действий работников сферы образования определена следующим образом.
1) Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их социальному педагогу или директору школы. В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный фельдшерский пункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, согласно пункту 9 "Инструкции…" представитель учреждения образования должен сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.
2) Следующим шагом, как гласит пункт 19 документа, по поручению администрации учреждения образования его работники с участием инспектора по делам несовершеннолетних проводят проверку достоверности поступившей информации, обследуют условия жизни и воспитания ребенка и составляют акт. На основании полученной информации несовершеннолетний и его семья ставятся на учет в учреждении образования. Кроме того группой специалистов, в которую входят
а) педагоги учреждения образования;
б) работники отдела образования и местного органа власти (педагог
социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.);
в) инспектор по делам несовершеннолетних;
г) медицинский работник составляется индивидуальный план помощи пострадавшему и межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается работникам образовательного учреждения, действия которых должны быть направлены на сохранение семьи, предотвращение аддитивных поступков ребенка. В рамках утвержденного межведомственного плана могут предприниматься меры по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, коррекционной, медицинской, правовой или иной помощи как ребенку, так и его семье. И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:
- привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;
- лишения прав на ребенка;
- помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.
Что касается детей – жертв насилия, то в настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, создаются кризисные центры для пострадавших от жестокого обращения, разрабатываются специальные программы по их реабилитации.
Кроме того, достаточно действенной мерой по обеспечению безопасности несовершеннолетних в общественных местах является проведение специализированных рейдов "Семья", "Подросток" и др. В соответствии с Законом РБ "О милиции" рейды осуществляются сотрудниками органов внутренних дел, а социальный педагог может принимать участие в этих мероприятиях, что позволит ему обладать более полной информацией о ситуации для использования сведений в целях защиты и помощи несовершеннолетним.
Не менее важно социальному педагогу сотрудничать с представителями силовых структур при сборе фактов, свидетельствующих о необходимости изъятия несовершеннолетнего из семьи. Сотрудники названных служб могут оказать большую помощь при оформлении пакета документов с целью лишения законных представителей родительских прав и последующего закрепления статуса ребенка (получения паспорта, правки о смерти кого-либо из родителей и пр.).
Что же касается негосударственных объединений, то их помощь особенно результативна при организации реабилитации как детей – жертв насилия, так и их законных представителей. В обществе анонимных алкоголиков или в организациях "Матери против наркотиков", "Дети - не для насилия" родители вместе с детьми смогут поучаствовать в специальных тренингах, направленных на отказ от немедицинского употребления психотропных веществ, приобретение навыков безопасного поведения. Оказание адресной материальной и иного вида гуманитарной помощи находится в ведении Красного Креста, Ассоциации многодетных родителей (если в семье более 3-х детей), религиозных конфессий и др.
Профилактика насилия над детьми
Помимо помощи пострадавшим от насилия в настоящее время большое значение придается предупреждению жестокого обращения с детьми, созданию эффективной системы профилактики, которая предполагает, как минимум два этапа.
Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на обе вовлеченные в насилие стороны, т.е. на насильника и жертву. Это воздействие предполагает широкий круг мер, направленных на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды: своевременное оказание помощи семьям группы риска, профилактику алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних. Важное значение имеет правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.
На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегий деятельности в угрожающих жизни ситуациях, и тренинги по формированию навыков безопасного поведения. Большое внимание уделяется предупреждению противоправных действий окружающих, например, детей учат не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт и не знакомиться, не поддаваться уговорам и т.д. Одновременно на стендах в рекреациях образовательных, медицинских и иных воспитательных учреждений размещается информация об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении.
Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя особенно часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв изнасилований, в силу чего возможны повторные посягательства на половую неприкосновенность. В таких случаях большое значение приобретает юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и в центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку. В этих учреждениях, кроме юристов, как правило, работают различные специалисты: социальный педагог, психолог, психоневролог, нейропсихолог, логопед и др.
Телефоны «горячей линии»
Режим работы – круглосуточно |
|
«Телефон доверия» учреждения «Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей» |
170 |
«Телефон доверия» учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница» |
8 0232 31 51 61 |
Режим работы – с 8.00 до 16.30 в рабочие дни |
|
ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» |
8 0232 33 57 82 |
Центр, дружественный подросткам «ПОДРОСТОК» |
8 0232 31 08 86 8 0232 31 08 87 375 44 767 78 27 |